9 июля 2014 года в Париже в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) состоялась презентация первого исследования уровня финансовой грамотности 15-летних школьников 18-ти ведущих стран и экономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Самый высокий уровень финансовой грамотности предсказуемо продемонстрировали школьники Шанхая, который также стал международным лидером в математике. Среди лидеров также учащиеся Австралии, Бельгии, Новой Зеландии. Россия заняла 10-е место расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю.
Исследование в России проводилось в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который Минфин России проводит с 2011 года совместно с Всемирным банком. Анна Зеленцова, координатор Проекта, представляя результаты исследования и данный Проект в ОЭСР, отметила, что для России, у которой очень недолгий опыт рыночной экономики и развития финансовых рынков, это неплохой результат. 83,3% российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения. Интересно, что Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов по математике и чтению. Однако особое внимание необходимо уделить тем 17% школьников, которые не достигли даже базового уровня финансовой грамотности, особенно это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах. Почти 23% российских школьников показали результаты на уровне базовой финансовой грамотности, но для успешной и эффективной жизни в современной экономике этого уже недостаточно. Радует то, что большинство принимавших участие в тесте школьников заинтересовано в получении большей финансовой информации. Также большинство школьников и учителей высказались за включение элементов финансовой грамотности в школьное образование. Самыми трудными для наших школьников стали вопросы выявления и анализа финансовой информации, аргументации своей позиции. Следующие шаги в рамках Проекта будут направлены на разработку таких программ и подготовку педагогов.
В презентации приняли участие Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия, Королева Нидерландов Максима, являющаяся Послом ООН по вопросам финансовой доступности, и патроном Глобального партнерства по повышению финансовой доступности Группы двадцати, в котором Россия является сопредседателем. Анхель Гуррия в своем выступлении отметил, что финансовая грамотность стала необходимым навыком для жизни каждого человека в 21 веке, и ее важность все более возрастает. Молодые люди вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть готовы к принятию индивидуальных финансовых решений. Королева Нидерландов призвала приложить больше усилий на национальном и международном уровнях для усиления финансового образования молодежи.
Андрей Бокарев, Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России и директор Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» отметил, что результаты исследования PISA будут использованы при разработке Национальной стратегии финансовой грамотности, которую Министерство финансов готовит совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями. «Мы также планируем обсуждение результатов исследования в широкой среде педагогической и родительской общественности и со всеми заинтересованными сторонами» — сообщил Андрей Бокарев. Презентация и широкое обсуждение результатов планируются в рамках августовских педсоветов, а также дня финансовой грамотности в России.
Исследование в России было проведено Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, в нем приняли участие 1187 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42-х субъектов РФ, результаты были верифицированы ОЭСР.
Результаты исследовании на сайте ОЭСР:
Пресс-релиз на сайте ОЭСР: